Нэко (felis_neko) wrote,
Нэко
felis_neko

Categories:

О быте и нравах творческой интеллигенции советского периода

Случайно попалась книга - воспоминания Елены Аксельрод "Двор на Баррикадной".
(На самом деле ни о дворе, ни о Баррикадной там почти ничего нет, а всё больше о людях и быте советских художников и писателей, главным образом малоизвестных).
Поразили три вещи. Точнее, об одной из них я уже знала, но тут уж очень наглядно, второй из них поражаюсь уже который раз, в плане расхождения реальности с ее отображением в литературе, включая и нехудожественную; а третья - просто забавная, но именно что поразительная, деталь.
Во-первых, в СССР спокойно можно было числиться писателем или художником - и на это, простите, жить. Довольно хреново, но, в принципе, как все, не хуже. С гарантированным каким-никаким, но жильем, с гарантированной пенсией и с гарантированным предоставлением мест в санаториях и домах отдыха для всей семьи каждого представителя творческой интеллигенции каждый год! (С удобствами, конечно, на улице, как тогда было принято; но если учесть, что пролетарии, техническая интеллигенция и даже работники торговли ездили в те же условия и далеко не каждый год, это как раз не впечатляет - а сам факт очень даже да). Для этого совсем не надо было быть успешным писателем/художником, даже совсем не обязательно производить постоянно некий "продукт", а достаточно было просто числиться, иногда участвуя своим творчеством в выпуске какой-нибудь печатной продукции. И не было необходимости параллельно где-то работать и производить что-то другое (хотя бы изменение конфигурации бумажек в пространстве в качестве "офисного планктона", хотя бы иллюзию обеспечения безопасности в качестве охранника/вахтера), чтобы заработать себе на жизнь. Само по себе это ладно; но тот факт, что эти самые представители творческих профессий после этого еще были чем-то недовольны и по сию пору усиленно матерят "советскую власть"?! А работать где-то еще, чтобы выжить, в свободное от основной работы время пытаясь что-то написать, они, я извиняюсь, не пробовали, как это многие и многие делают сейчас? И не иметь даже при этом никаких гарантий насчет что денег хватит на хоть какое-то жилье и что будет какая-то пенсия (усиленно молчу про бесплатные путевки на море)?
То есть да, их напрягало, по большому счету, только что не удается опубликовать то из своего творчества, что нравится и им самим кажется наиболее значимым. Но можно подумать, в других условиях они вообще смогли бы это всё создать. Времени и сил бы хватило.
Во-вторых, опять ну на каждой странице про притеснение евреев со стороны государства и бытовые проявления антисемитизма. Я уже которую прочитанную книгу никак понять не могу - а мой дед, этнический еврей, что, полжизни летаргическим сном проспал, что ничего такого ни разу не заметил? Вроде нет. Наверно, ему просто забыли об этом сказать. Или говорили, но он не расслышал - готовился, наверно, в это самое время к экзаменам в весьма престижном по тем временам вузе, или пил с друзьями по поводу успешной сдачи сессии, не до того, в общем, было...
В-третьих, вот та самая поразительная деталь. Прямо красной, как говорится, нитью через всю книгу - о том, как автору, ее родителям, друзьям и прочим художникам с писателями ну никак не работалось без полной тишины, а полной тишины ну нигде найти не удавалось, и сверху почему-то не предоставляли, безобразие какое. Они там по отсутствию удобств ближе соседней улицы меньше страдали, чем по тишине.
Это люди, родившиеся и прожившие всю жизнь - в самом лучшем случае, старшее-то поколение еще не то помнило - в коммунальной квартире. Где они вообще когда видали ту тишину, как можно было при таких исходных данных умудриться не научиться работать при любом шуме?
И да, после нескольких суток в роддоме с видом на активно используемую вертолетную площадку у меня вообще большие сомнения в значимости тишины... Значит, новорожденный младенец под вой вертолета спать может, а советский писатель стихи писать под музыку из радиоприемника в соседней комнате - никак-никак, и советский художник тоже кисточку в руках не удержит, если птички слишком громко поют?
Может, их вот за эту показную изнеженность не любили, а вовсе не за национальность?..
Tags: что почитать
Subscribe

  • Последние дни осени

    Сегодня утром было солнце. Вообще было очень красивое небо и красивый рассвет. У меня было время с утра, до работы, и парк в двух шагах от дома -…

  • ВДНХ, которой уже нет

    Навеяло обсуждением ВДНХ и Ботсада ниже. Действительно, нынешняя ВДНХ всё, что способна вызвать - это желание побыстрее убраться подальше оттуда.…

  • Японский сад осенью

    В последний раз посетили с мелкой дочерью Японский сад в ГБС. Не пугайтесь - в последний раз в этом сезоне (хотя по нашим временам, конечно, кто…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Последние дни осени

    Сегодня утром было солнце. Вообще было очень красивое небо и красивый рассвет. У меня было время с утра, до работы, и парк в двух шагах от дома -…

  • ВДНХ, которой уже нет

    Навеяло обсуждением ВДНХ и Ботсада ниже. Действительно, нынешняя ВДНХ всё, что способна вызвать - это желание побыстрее убраться подальше оттуда.…

  • Японский сад осенью

    В последний раз посетили с мелкой дочерью Японский сад в ГБС. Не пугайтесь - в последний раз в этом сезоне (хотя по нашим временам, конечно, кто…