Нэко (felis_neko) wrote,
Нэко
felis_neko

  • Mood:
  • Music:

21й век. Маркетинг по-советски

Вот говорили же умные люди, что Автомобильный Завод имени Лужковской Кепки в принципе, по природе своей, не способен произвести ничего хорошего. И верно. Хотя продукция этого завода уже давно исчезла с рынка не только автомобилей, но и вторсырья – спорткомплекс этого славного предприятия по сию пору работает в лучших традициях завода. То есть через задницу.
Нет, с бассейном-то, в смысле с пространством для плавания, всё хорошо. Бассейн большой, достаточно глубокий, везде чисто и отремонтировано. Если не учитывать, что температура воды в душе не настраивается, сама же по себе может составлять от 20 до 50 градусов, как повезет, а шкафчики в раздевалке имеют некоторые конструктивные особенности, позволяющие легко и непринужденно стырить из них что-нибудь, то вообще всё хорошо. Особенно ежели перед тем не иметь опыта посещения «Нептуна» или бассейна при Бауманке, где всё на порядок удобнее, а иметь опыт посещения только какого-нибудь «Олимпа» в Бутово или «Луча» в Перово.
К тренерам тоже претензий нет. Во всяком случае, к тренеру, которая научила плавать мою дочь - действительно ведь научила, хотя до нее этого не вышло как минимум у двоих, в других бассейнах; да и вообще это исключительно адекватная личность.
Но наповал впечатляет ощущение – с порога! – что этому заведению клиенты не нужны просто как явление природы. Вот прямо не знают, как еще извернуться, чтобы не дай бог туда никто плавать не ходил (а мы, сволочи, всё ходим и ходим). Дустом еще не пробовали, это да, но опасаюсь, что это следующий этап.

Нет, я всё понимаю. Это вообще традиция, общая для многих московских бассейнов: делать всё, чтобы их посещение было максимально затруднено. Но в действиях других бассейнов прослеживается хоть какая-то разумность и обоснованность.
Вот в «Комете», мир ее праху, справка действовала меньше по времени, чем в любом другом бассейне. Зато там же ее и можно было оформить, при бассейне. Не бесплатно, конечно. Зато и посетителям удобно (пришел, сразу и справку, и плавай иди, никуда бегать больше не надо), и бассейну выгодно.
Вот в «Олимпе» в Бутово разовые билеты продавали – как ежа против шерсти рожали. То справку обнюхают каждый раз со всех сторон и начинают: а у вас тут круглая печать вдоль, а надо поперек, справка недействительна; а у вас тут подпись врача не под тем углом; а у вас тут формулировка неправильная («-А как правильно? – Не так! – Понятно, а надо-то какую? – Надо не такую, как тут!» - это я реальный диалог цитирую). То просто заявляют, что рожа им ваша не нравится, поэтому билет они не продадут (особенно пожилым толстым тетям на входе не нравились рожи женщин моложе и симпатичнее их самих; оно и понятно). Ну и так далее. Но с абонементами там проблем, вроде, не было. То есть логично предположить, что бассейну было выгоднее/удобнее продавать абонементы, а не связываться с разовыми посетителями. Это ж считать надо каждый раз, влезет в бассейн столько народу или нет. Или, о ужас, как-то заранее ограничить максимальное количество билетов на каждый сеанс. Перетрудиться же можно! Но хоть какая-то логика.
Вот в «Луче» в Перово поступили еще проще: взяли и сделали продажу абонементов для детей в любое время, а для взрослых – только с 11 до 17 по рабочим дням. И никаких разовых билетов. И сразу понятно: это бассейн для обучения плаванию детей. А также для пенсионеров и прочих неработающих. Детей много ходит, опять же, цены на абонементы можно повыше сделать, в общем, прибыли им, видимо, хватало, а большое количество посетителей всё равно не влезло бы в маленький бассейн. Можно было бы, конечно, слегка напрячь мозги и заработать несколько больше денег, но логика какая-никакая есть и в таком подходе.
Но «Москвич» переплюнул всех, вместе взятых, поборников идеи сокращения количества клиентов в других бассейнах. Во всяком случае, в этом сезоне уже точно переплюнул.
Прежде всего, система продажи абонементов у них создавалась явно каким-то существом с негуманоидной логикой.
Вот есть, например, тренер, у него определенное расписание, записать к нему ребенка можно по таким-то дням в такое-то и в такое-то время. Договариваешься перед началом учебного года с тренером, он ребенка записывает, всё как положено, и идешь в кассу покупать абонемент. А тебе там и говорят: «А нету такого сеанса у этого тренера!» Возвращаешься к тренеру и передаешь слова кассира. Тренер: «Да они там обалдели, или специально вредят?!» - и бегом к кассиру. Через минуту выясняется, что ой да, конечно-конечно, есть такой сеанс, давайте оплачивать… ой, ИТ-система не работает, всё зависло, всё сломалось, приходите завтра! Тренер опять идет к кассиру, крутит пальцем у виска и обещает написать служебную записку с жалобой руководству. Через 5 минут всё работает.
Через месяц идешь продлевать абонемент на то же самое время к тому же самому тренеру, и… Правильно, и опять: «Нету такого сеанса!» Ежели тренера рядом в это время нет – я уже насобачилась выкупать абонемент на другое время, после чего тут же идти к администратору и переносить на нужное. А ведь кто-то и просто разворачивается и уходит…
Со свободным плаванием еще веселее. Приходишь одной из первых и пытаешься купить абонемент на, скажем, утро. Или вечер. А тебе опять: «Нету абонементов на это время!» Типа раскупили все. Берешь на другое время, менее удобное. А потом переносишь занятие на то время, на которое планировалось изначально купить абонемент, или покупаешь каким-то чудом разовый билет, приходишь – и обнаруживаешь, что народу-то в бассейне – полтора человека. Тогда как в то время, на которое абонементы «всегда есть» - по 15 человек на дорожку как нефиг делать. Ну ладно, можно было бы предположить, что это им выгоднее продавать разовые билеты – так ничего подобного, их тоже стабильно «нет»!
Разовый билет купить – вообще та еще эпопея. Продаются только в день сеанса. Но непосредственно перед сеансом их никогда не бывает в наличии. То есть предлагается приехать за час-два-три до, купить билет и час-два-три бродить вокруг, ждать. И не говорите мне, что это сделано для удобства жителей ближайших домов – вокруг бассейна жилые дома отсутствуют, до ближайшей пятиэтажки 10 минут идти!
Продлить абонемент с первого раза никогда не получается – у них всё время меняется период, в который можно продлевать абонементы, и постоянно ломается то касса, то ИТ-система, то я не знаю, что еще…
Система оформления абонементов достойна отдельного эпоса. В нормальных бассейнах это делается так: приходишь в кассу, платишь деньги, тебе тут же оформляют бумажку с надписью «абонемент», потом идешь к медработнику, он тебе в этой бумажки отмечает факт наличия справки – и всё. Месяц спокойно ходишь плавать, на входе обменивая бумажку на ключ к шкафчику. В некоторых бассейнах еще фотографию требуют приклеить и/или вместе с абонементом приносить паспорт, но на этом уж точно всё.
А тут – высокие технологии, аж туши свет. Везде турникеты, срабатывающие при приложении к ним электронного абонемента.
То есть сначала идешь к администратору, отстаиваешь очередь, тебе выдают карточку (электронный абонемент); потом идешь с этой карточкой оплачиваешь абонемент; потом еще идешь к администратору, еще раз стоишь в очереди, после чего он тебе дооформляет эту карточку и еще, левой, разумеется, ногой, делает фотографию; потом идешь к медработнику, сдаешь справку и тебе это отмечают в карточке… Дальше в оплаченное время можешь идти плавать. Только учти, что какую-то отметку в карточке могли и недопроставить случайно, поэтому карточка на турникете может и не сработать – и тебя никуда не пропустят, пока ты опять не посетишь и администратора, и медкабинет… А самое интересное – это что на карточке, в отличие от традиционного бумажного абонемента, самому посетителю не видно ни своего времени посещения (которое могли и неправильно проставить, по ошибке), ни срока действия справки (который у них еще и изменяться может, от балды, и потому ты не знаешь точно, какой тебе написали).
В этом спорткомплексе вообще с информированием клиентов о чем-либо большой напряг. То есть расписание висит, конечно, и о дополнительных выходных предупреждают, это да; но вот разобраться, как купить абонемент, как продлить его и как перенести занятие, без «сарафанного радио» невозможно, а получить какую-то информацию о детских занятиях и тренерах реально, только найдя где-нибудь их самих и пообщавшись с ними – больше никто даже не знает, допускают ли вообще детей в этот бассейн и уж тем более – с какого возраста.
Но это всё была присказка. Значит, логично предположить, сказка – дрянь, и так оно и есть.
Сказка началась с 1 сентября сего года, когда, устав бороться с посетителями и их количеством прежними методами, локальными и малоэффективными, в бассейне перешли к оружию массового поражения – сменили ИТ-систему, отвечающую за продажу и оформление абонементов…
Я догадываюсь, кстати, на какую именно, но не суть.
Первую неделю сентября под кабинетами администраторов стояли громко ругающиеся толпы посетителей, честно купивших абонементы, но на свой сеанс не попавших. Потому что карточка не сработала. Только на этот раз не у одного из ста человек, а у каждого второго, и не только те, которые были оформлены с нуля только что, но и оформленные в прошлом году (с каковыми раньше таких проблем не было). Администраторы, все в мыле, бегали пропускать их в раздевалку «вручную», а перед этим каждого проверяли на компьютере – в итоге некоторые попадали на свой сеанс к его середине.
На вторую неделю эти толпы переместились под кабинет ИТ-директора, который лично вручную перепрограммировал не сработавшие карточки, ибо более никому сию процедуру в новой ИТ-системе произвести не удавалось – то ли роли так расписали, через задницу, то ли это просто оказалось слишком сложно для рядового не-ИТ-ника… Во всяком случае, раньше это было доступно любому администратору, а теперь администраторы в ужасе посылали всех к ИТ-директору.
На третью неделю очереди иссякли, но не потому, что карточки к этому времени стали срабатывать у всех. Срабатывать они у кого-то, конечно, стали, но это было не особо массовое явление. Просто кто-то уже плюнул и решил не связываться. Остальные же так и бегают кто к тренеру, кто к администратору; тренер или администратор проводит давно оплатившего сеанс клиента в раздевалку по своему пропуску, а вслед клиенту при этом несутся злобные вопли тетки, сидящей при турникете...
В общем, администрация бассейна продолжает веселиться. И это даже не единственный повод...
Ежели раньше перенести занятие на другое время занимало 3 минуты (зайти к администратору, озвучить даты - администратор берет карточку и переносит), то теперь – 3 дня (как минимум). На каковые 3 дня абонемент надо сдавать. С риском не получить его обратно, потому что «вас много, а мы одни», и потерять чей-нибудь абонемент по дороге – как нефиг делать. После чего вы всё оставшееся уже оплаченное вами время будете, вместо того, чтобы спокойно идти плавать, вначале бегать искать администратора и уговаривать его провести вас в раздевалку. А на следующий месяц вообще в этот бассейн не попадете, потому что абонемент продлевается по карточке, которой у вас нет, и ни возвращать ее вам, ни оформлять новую никто не собирается.
Хотя, конечно, оформить новую-то можно, всё для вас! Но ежели раньше эти карточки оформлялись в любое время, хоть в 7 утра в воскресенье, любым администратором, то теперь сначала идите заплатите денежки (это пока еще можно чуть ли не круглосуточно), а потом извольте приехать в бассейн еще раз, строго посреди рабочего дня, чтобы вам карточку оформили. А то это же только ИТ-директор теперь сделать может.
Кроме того, для оформления новой карточки, потерянной - внимание! - сотрудниками бассейна, как выясняется в процессе, надо еще и заплатить еще раз (что уж и вовсе, по-моему, ни в какие ворота: много на этом на наворуешь, а кто-нибудь из клиентов может и не только немедленно смазать лыжи из этого бассейна, но и заняться решением этого вопроса в рамках действующего законодательства...).
Ну и, конечно, прежние проблемы не только остались, но и усилились. Теперь ИТ-система в кассе виснет гораздо чаще, а сеансов «нет» вообще никаких (через некоторое время кассир догадывается, что это не все билеты проданы, а ИТ-система опять глючит, и вслед разбегающимся посетителям советует прийти через неделю, а может, через две, или через 3 дня…).
И наконец, чтобы уже окончательно отбить у людей желание посещать этот спорткомплекс, они поменяли сроки действия справок. Теперь у взрослых – полгода вместо года, а у детей - вообще 3 месяца. И, что характерно! – ни одна зараза никоим образом не попыталась никого об этом проинформировать. Я чисто случайно спросила, по какое число справка действует, когда нам в абонементах пометку о ее наличии проставляли – и тут медсестра «вспомнила»! Интересно будет понаблюдать через 3-6 месяцев за теми, кто не спросил, полагая, что сроки остались такие же, как в прошлом году (особенно если вспомнить, что оформление справки в бассейн, тем более детской, с анализами, – это далеко не один день!).
По-моему, круче всех бассейну надоели постоянные клиенты. Радует только одно: уронить лишнюю бочку хлорки в водичку они пока не додумались. А было бы, наверно, эффективно супротив наиболее упертых желающих поплавать.
Впрочем, и эта антимаркетинговая политика уже, не успел закончиться сентябрь, принесла просто выдающиеся результаты: под дверями раздевалок начисто исчезли очереди, которые всегда, за исключением разве что летних месяцев, там были. Никакого дуста не надо.
А в целом такое ощущение, что это бесплатный бассейн/спорткомплекс для особо льготных категорий. Хотя он даже для льготных, извините, категорий отродясь не бесплатный, и цены там вполне себе средние по рынку (это в Москве, а если сравнить с каким-нибудь Реутовом, то сильно повыше среднего). То есть, по идее, существует за счет прибыли. Получаемой от продажи услуг клиентам.
Ах да, ну конечно, как я могла забыть, что русский бизнес вообще работает не за деньги и не за имидж, а исключительно ради того, чтоб все задолбались… Но черт же возьми, ведь были же в Москве нормально работающие бассейны. И черт же возьми, ну почему я живу так далеко от «Нептуна»? – и, главное, если и испытываю желание переехать, то уж никак не в тот район…

Tags: энтузиасты и рельеф
Subscribe

  • Речка

    Эти места резко отличаются от тех, что описываются в предыдущей записи. Прежде всего - отсутствием мусора и постороннего шума. Ну, и людей, хотя это…

  • Усадьба (она же мусорный полигон) Суханово

    Нашли на карте красивое место недалеко от Москвы - очередные усадебные руины. Съездили. Лучше б поехали куда-нибудь подальше от вышеупомянутого…

  • Стрекоза

    Вот такие у нас на даче летают. Иногда - всё больше совсем другие попадаются, либо крупнее, либо совсем мелкие, и другой расцветки. Снято…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments